Публикации

ХАЙРУЛЛИНА РАИСА ЗИНАТОВНА

(ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ)

Рекомендации для родителей

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Далее приведены некоторые игры, направленные на развитие мышления в дошкольном возрасте.

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Цель игры: развитие способности к обобщению.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.

 В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ?

Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.

Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком.

       Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

УГАДАЙ-КА!

Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.

Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.

Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»

 

 

ХАЙРУЛЛИНА РАИСА ЗИНАТОВНА

(ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ)

Консультация для  родителей

 «Развитие у детей словесно-логического мышления»

«Все в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение».

К. Д. Ушинский

Мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс поисков и открытий существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мыслительные операции:

  • анализ, синтез
  • сравнение, обобщение
  • абстрагирование и конкретизация
  • систематизация, классификация

(абстрагирование – отделение отвлечения)

Абстрагирование помогает выделить главное, затем общее.  Мы обобщаем и конкретизируем одновременно. Мы даем понятие о целом ряде однородных предметов через определенные образы.  

Например, систематизация – список детей по алфавиту, классификация – успевающие, неуспевающие.

Понятие – обобщенное знание целой группы предметов, объединенных по однородности и существенным признакам.

Усвоить понятие – осознать его объем, содержание, выделить его главные признаки, знать его место среди  однородных понятий, уметь пользоваться им в практической деятельности.

Виды мышления зависят от возраста и вида деятельности. Они взаимосвязаны между собой. Один из них, как правило, развит лучше.

1.    Конкретно-действенное – размышляет и сразу действует. Характерен для людей-практиков, этот вид развит у детей.

2.    Конкретно-образное – характерен для младших школьников, людей художественного типа, людей искусства (Л.Толстой).

3.    Словесно-логическое (теоретическое, абстрактное) – развито у старших школьников, людей-теоретиков, ученых.

Детей необходимо развивать двупланово, образно и отвлеченно. Как правило, дети, поступившие в 1 класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников сталкиваясь с постоянной мыслительной деятельностью, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач,  формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Словесно-логическое мышление – один из трех видов мышления – характеризуется использованием понятий, сужений, умозаключений.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала формируется наглядно-действенное мышление, то есть мыслительные операции проходят через действие.

 В конце этого периода появляются элементы наглядно-образного мышления, то есть ребенок начинает мыслить при  помощи образов. К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности.

Чем раньше начать развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

Для развития данного вида мышления предлагаются следующие упражнения:

  1. Классификация предметов – на столе разложены картинки из разных тем, ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, что надеваем, что растет на огороде и т.д.
  2. Обобщение предметов – назвать группу предметов одним словом (одежда, мебель, дикие животные).
  3. «Четвертый лишний» – перед ребенком раскладывают 4 картинки, из которых только 3 можно объединить по общему признаку ( форме, цвету, размеру, названию).
  4. Соединить парами предметы, как-то связанные между собой (кисточка – краски, яйцо – сковородка, гриб – корзина).
  5. Какое свойство объединяет каждую группу предметов (костер, лампа, свеча).
  6. Из предметов, расположенных в нижнем ряду, выбрать недостающий предмет для картинки верхнего ряда.

- что из чего? (дерево – стол, шапка – клубки)

- какой предмет можно только: увидеть, услышать, попробовать? (лимон, радио, телефон, хлеб)

- во что превратиться? ( стул без спинки, подушка без перьев, окно без стекол, снеговик без холода)

- подробно объяснить ошибочность суждений: У Коли кукол больше, чем игрушек. Тигр слабее кошки. У зайца ушей больше, чем у медведя.

- к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано: лиса – хитрость, заяц – трусость, ракета – космос, самолет – небо, больница – врач, школа – ученик.

- установить по картинке и связно объяснить в чем нелепость, неправдоподобность ситуации (картинки-нелепицы)

Важной операцией мышления является сравнение: (чем отличаются?)

самолет—птица, кукла – девочка, дом – теплица, луна –солнце, зонт –крыша, будка – клетка и т.д.

Неиссякаемую пищу для словесно-логического мышления предоставляют известные детям сказки: Почему волк прибежал быстрее Красной шапочки к дому бабушки?  Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме и почему? Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?

Полезным упражнением для развития детского мышления является толкование пословиц.  Пояснить на примере определенной жизненной ситуации свой выбор: «Семь раз отмерь – один раз отрежь» (сними мерку, а потом разрезай ткань; очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьезное).

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. При такой систематической работе, пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а родители избавляются от лишних назидательных речей, которые, к тому же, далеко не всегда достигают цели.

Таким образом, умственное развитие ребенка – это не только определенная сумма знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творческим мыслящим человеком.